Кабинетное исследование (desk research) – это исследование документальных источников с целью извлечения из них социологической информации. К анализу документов прибегают при изучении социальных процессов и явлений для решения некоторых исследовательских задач. Существует две методики анализа документов:

  • традиционный анализ текстов;
  • контент-анализ

Традиционный анализ текстов

Описание методики:

Традиционный анализ документов представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от:

  1. содержания, направленности самого документа;
  2. условий, целей и задач проводимого исследования;
  3. научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя.

Изложение особенности традиционного анализа документов показывает, что при всей его важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому и несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Стремление избавиться от налета субъективности, вполне возможного при осуществлении традиционного анализа, привело к разработке существенно иного вида формализованного анализа документов, т.е. контент-анализа.

Применение методики:

  • При необходимости глубокого и детального анализа текстовой информации.
  • При работе с уникальными документами и т.д.

Выборка:

Целевая

Сроки проведения:

от 4 недель.

Контент-анализ

Описание методики:

Контент-анализ — анализ текстов, который состоит из двух этапов. На первом этапе тексты подвергаются качественному анализу, выделяются смысловые единицы. Смысловыми единицами могут быть, например, эмоциональные характеристики политического лидера, его деловые качества. Под каждую смысловую единицу выделяются единицы счета. На втором этапе в массиве высчитываются частота и объем упоминаний каждой единицы счета в текстах.

Применение методики:

  • Измерить уровень известности компании, политического движения или лидера путем простого подсчета упоминаний в текстах имен или названий.
  • Описать портрет компании, политического движения или лидера. представленный в газетных статьях, исследовать их имидж.
  • Измерить объем рекламных объявлений, стили заголовков и т.д.

Выборка:

Целевая. Чаще всего выборочной совокупностью являются журналы или газеты. Разумеется, что все номера журналов или газет анализировать весьма трудоемко, да и не всегда необходимо. Обычно берутся все номера периодических изданий за определенный период (год, полгода, три месяца и т.п.).

Сроки проведения:

от 4 недель.